Purchasing Managers Index / Индекс деловой активности

Индикатор Purchasing Managers Index является показателем деловой активности в промышленном секторе таких стран, как Великобритания, Германия, Италия и др. В последнее время экономическая статистика взяла на вооружение макроэкономические индикаторы forex, в основе построения которых лежит методика, используемая для расчета индексов, именуемых «диффузионными*». Индекс деловой активности периодически публикуется в Соединенных Штатах, Германии и Великобритании. Они носят название PMI - Purchasing Managers Index и по своей сути характеризуют деловой оптимизм всех участников бизнеса. Информацию для расчета Purchasing Managers Index предоставляют соответствующие ассоциации бизнесменов. Индексы обеспечивают возможность как проанализировать динамику реальных показателей, отражающих объективные процессы, происходящие в экономике, так и оценить направленность мнения общественности. В Японии аналогом индекса PMI является индекс TANKAN. Он также является инструментом, позволяющим анализировать динамику процессов в экономике. Даже Центральный Банк Японии пользуется индексом TANKAN при принятии решений в реализации денежной политики.

*Индексы социально-экономической статистики измеряют объективные показатели – объем производимой продукции, количество поступивших заказов, доходы и расходы населения и прочее. В отличие от таких показателей, диффузионные индексы – это сугубо субъективные показатели. Они являются отражением восприятия происходящих экономических процессов и изменений самими участниками этих процессов. Участники процессов оценивают их направленность со своей точки зрения – к ухудшению или к улучшению существующего положения дел. И хотя такие оценки абсолютно субъективны, именно благодаря этому они являются опережающими индикаторами и достаточно сильно коррелируют с основными экономическими циклами, поэтому имеют предсказывающие свойства. Индексы строятся на основании результатов опроса большого числа участников. Всем задается вопрос одного и того же смысла («улучшились ли условия вашего бизнеса»), касающиеся различных отраслей: цен, рынка труда, новых заказов (внутренних, экспортных, сроков их выполнения).